^ВВЕРХ

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5
foto5

Поиск по сайту

Сейчас обсуждают

 

Мысли о… серии фильмов «Фантазм»

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

На «Плимуте» сквозь года… 

Первый фильм серии в 2019 году отпразднует юбилей, ему исполнится сорок лет с момента выхода. Много это или мало для ленты, о которой вряд ли расскажут оплаченные журналисты? Для произведения, снятого на деньги режиссера и по совместительству продюсера, а так же оператора и сценариста? Вопрос, конечно же, риторический.

 
Серия представляет собой пример удивительной любви к делу, которую удалось пронести сквозь 38 лет, а именно столько занял производственный цикл. В данном случае мы имеем дело с уникальным элементом культуры. Актеры, сыгравшие в фильмах, росли вместе с историей, а некоторые успели закончить свой земной путь. К слову, Реджи Бэннистер, является одним из самых долгоживущих героев в жанре хоррор (да и в целом). А его автомобиль заслуживает звания полноценного персонажа не меньше, чем основные участники событий. Культовый «Плимут» проехал вместе с актерами через все эти годы, ничуть не потеряв своей привлекательности, несмотря на преклонный возраст. 
Сумел ли «Фантазм» действительно повлиять на культуру, оставить в жанре свой неизгладимый след? Или ему суждено навсегда остаться на полке, среди других «би-муви»? 


«Фантазм» в разные годы выглядел по-разному. Первая часть, снятая на голом энтузиазме, пугает атмосферой и недосказанностью. Разумеется, большую часть зрительского интереса здесь берет на себя Верзила, блистательно сыгранный Ангусом Скриммом. Безусловно, фильмы о таинственном человеке, который становится причиной таинственных исчезновений и смертей, выходили и раньше. Дело в том, что «Фантазм» строится вокруг некоего секрета, пугающего, страшного, мрачные плоды которого видны, только если хорошенько присмотреться. А на первый взгляд, все чинно-благородно, образцовое чистенькое похоронное бюро, куда рано или поздно приезжает блестящий черный катафалк с высокорослым седовласым мужчиной. Пышные похоронные процессии, торжественный траур скорбящих, но что кроется за ширмой? 


Создатели фильма будто говорят нам, что если мы осмелимся заглянуть за эту ширму, то узнаем очень нехорошую тайну. По ту сторону морга творится нечто неимоверное, потустороннее, отталкивающее во всех смыслах. На этом контрасте во многом и строится первая часть: благообразие маленького американского городка с его идеальными газонами и белыми домиками, а по другую сторону широкая поступь верзилы и мерзость, о которой лучше не догадываться. Дебютный фильм серии повествует именно об этом, о страшной тайне небольшого захолустья, которую никто и никогда не узнает. О том, как меняются небольшие населенные пункты, из красивого безопасного места становясь воинственно-подозрительными форпостами с единицами уцелевших, а затем и вовсе вымирая…

 
Все действие происходит на сюрреалистичном, словно клубящемся, нереальном фоне. Мир «Фантазма» намеренно размывает рамки между сном, вымыслом и повседневностью. Отражение в зеркале способно схватить за горло, тогда как в реальности там никого не было. 


Значительная часть погружения в историю обеспечивается прекрасным во всех отношениях саундтреком. Это, без преувеличения, лучшее попадание в образ. Так прочувствовать и передать дух картины получается один раз на тысячу. В моей памяти и сердце навсегда оставил след кадр, когда Верзила громко и протяжно произносит своё коронное «Bo-o-oy», а затем его рука хватает Майка и начинает играть главная музыкальная тема. В этот момент чувствуешь всю горечь и отчаянье ситуации, что зло не остановлено, что шанс упущен и впереди только неизвестность. Гениально! Вряд ли какое-то иное музыкальное сопровождение смогло в той же мере передать всю суть авторского замысла. Сайндтрек к «Фантазму» это то, что следует прослушать отдельно. Гениально, не убавить, не прибавить. 


Но «Фантазм» не был бы самим собой, если бы на вышеописанном его достоинства заканчивались. Помимо музыкальной составляющей нельзя не упомянуть об идеях и новшествах, которые принесла вселенная фильма в жанр ужасов. Спустя сорок лет, можно уже обернуться назад, и заметить, что вклад был не малым. Чего стоят одни только летающие сферы, одна из главных «козырей» фильма. Не меньше способно удивить и их «происхождение». Т.н. ориджин серебряных шаров способен удивить не меньше, чем их первое появление на экране. Даже в наши дни это одно из самых замысловатых и необычных устройств в инвентаре для убийства невинных жертв. Честно говоря, трудно сходу припомнить нечто подобное. 


Образ главного антагониста тоже добавил в копилку жанра несколько монеток «необычности». Если до «Фантазма» зрителя приучали к тому, что зло можно отличить одним беглым взглядом (всевозможные уродства, маски, атрибутика и т.д.), то в фильме оно приобрело образ внешнего благообразия. Стройный, аккуратный мужчина, с точки зрения обывателя, так и должен выглядеть владелец морга, мрачный и немногословный.

 
Еще одним козырным тузом всей серии является вовлеченность зрителя в происходящее. Говоря проще, многое придется додумывать самому. Только сделано это, скорее всего, намеренно, а не как это зачастую получается у авторов «би-муви», от провалов в сценарии и визуализации того, что хотел донести автор. Сама концепция «Фантазма» плавно намекает на, словно бы, нереалистичность происходящего, но что-то из увиденного, определенно имеет отношение к реальности. В таком тесном переплетении вымыслов, зазеркалья, обратной стороны кладбищенской скорби и редкого, но весьма уместного юмора, пролетает вся серия. 


Продолжение оригинального фильма разительно отличается от первоисточника. Нет, оно не хуже, а в чем-то даже лучше, ведь бюджет второй части заметно подрос, и авторы постарались реализовать все свои задумки, на которые до этого не хватало средств. Но это уже совсем другое кино. Отныне и до самого финала, «Фантазм» будет увлекательным и необычным роад-муви. Здесь есть тайна вымирающих городков, Верзила, обладающий непонятной связью с Майком, мертвецы, летающие сферы и ответы на некоторые вопросы. 


История «Фантазма» рассказывалась по мере взросления его поклонников. Во времена первой части, будучи еще детьми, мы наблюдали за противостоянием братьев, мороженщика и Верзилы. Ко второй части дети стали подростками, и им было интересно путешествовать по американской глубинке, где происходит нечто странное и пугающее, отчего вымирают целые города. А больше всего пугает, что табличку с населением в очередной раз перечеркивают, дописывая ноль, и никому до этого нет дела. Эдакий, тихий провинциальный апокалипсис, без сводок новостей и истерии в СМИ. Вместе с третьей частью было интересно наблюдать за некоторой гротескностью и треш-элементами, например, веселой троицей гопников-зомби, которые все никак не желали упокоиться и ловушками в стиле «один дома». Правда, возраст выхода третьей части это то время, когда больше внимания на себя обращает «Плимут» Рэджи, но ведь все остальное тоже на своем месте! 


Четвертая часть ставит расплывчатую астральную точку, которая тут же расползается по пространству, становясь кляксой. Последние слова Майка «наверное, это был просто ветер», снова будоражат воображение и вызывают неизбывную тоску. Финал четвертого фильма выполнен мастерски, блестяще. Возможно, это был тот момент, когда следовало остановиться, уйти, на недосказанной ноте, которая, как это ни парадоксально, многое объясняла. Но вышло иначе. 
От психологизма и новаторства четвертой ленты, где главный герой, в поисках себя нашел в свое голове… впрочем, без спойлеров. От психологизма и новаторства зрителя перебрасывают в уже не сюрреалистический, а вполне жизненный финал, где каждый получает свое. Мороженщик коротает дни в лечебнице, его машина вообще досталась неизвестно кому, главные персонажи так и не нашли себя. Вот что будет, утверждают авторы пятой части, если посвятить всю свою жизнь борьбе со злом и поисками неведомого. Главные сражения происходят в наших головах, но в нужный момент необходимо оказаться способным отличить стены, оббитые войлоком, от вымышленных приключений, которые, впрочем, могли происходить, или происходят прямо сейчас. 


Рамки пятого фильма окончательно размыты, границы утрачены. Здесь вымыслы, чаянья, страхи и желания героев тесно переплелись в единый узел, который уже не разделить никому и никогда. Нужна ли была «Фантазму» именно такая точка? Вопрос, бесспорно, открытый. Финал четвертого фильма подходил для этой роли куда больше. Следует так же упомянуть, что заключительный фильм срежиссировал не Дон Коскарелли, в титрах лишь упоминается, что повествование основано на созданных им персонажах.


Впрочем, все пять фильмов рассказывают нам и о другом, неизмеримо большем, чем просто сюжетообразующие эпизоды борьбы центральных и второстепенных персонажей против Верзилы. «Фантазм» это история настоящей мужской дружбы, когда связь между людьми проходит через все мыслимые испытания и не меркнет с годами. Трое друзей мечтали только об одном, о нормальной жизни, встретиться всем вместе, попить пива и поиграть на гитаре. Пугает тот факт, что это желание подается в нескольких частях, оставаясь неизменным, вот Майк еще маленький, совсем ребенок, а потом он уже взрослый мужчина, чуть ли не единственный, кто способен противостоять Верзиле. Майку уже много лет, он стал прекрасным экстрасенсом и теперь ему можно пиво, но собраться вместе все никак не получается.

 
Объединенные этим желанием, персонажи идут сквозь года, завершая одно сражение и вступая в новое. Но Верзила все так же непобедим и непонятен. Создатели так и не раскрыли главных принципов мира «Фантазма», оставив поклонников додумывать все самим. И это вовсе не беззубый ход, когда сценаристу просто нечего сказать, иначе разрушится вся магия. Сделано это намерено, такова концепция всей серии. 


Разумеется, «Фантазм» и привнес, и изменил, и запомнился. Это отличный пример того, как нужно делать фильмы. Говорят, что на съемочной площадке царило полное взаимопонимание, и никто не цеплялся за гонорар, не устраивал истерик, все любили то, что они делают. Если не было денег, просто брали, и делали без них. Такой подход к делу, пронесенный сквозь 38 лет (вдумайтесь!) рассказываемой истории достоин уважения и внимания. 

P.S. Большое спасибо Ангусу Скримму, покинувшему нас, за воплощение одного из интереснейших образов антагониста. До премьеры последнего, пятого фильма в 2016 году актер не дожил совсем немного. Его преданность серии заслуживает восхищения.

 

Читать также:Мысли о… Fallout 3. Путешествуя по Америке.

Частное мнение ВКонтакте

Частное мнение в Одноклассниках

Copyright 2019  Частное мнение

Designed by xvesti.ru

Яндекс.Метрика